Быть человеком на войне
Елизавета Сергеевна Апалькова
Аспирантка кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
Рассказ «Судьба человека» М.А. Шолохова написан и опубликован в газете «Правда» в 1956 году, а уже в 1959 году был снят одноимённый фильм С.Ф. Бондарчука. Не случайно это произведение стало классическим, вошло в школьные программы по литературе, было экранизировано и даже прочитано по Всесоюзному радио киноактёром С. Лукьяновым.
В рассказе Шолохова перед читателями не просто судьба одного человека, а судьба целого поколения людей, прошедших войну. Война показана здесь как общечеловеческая трагедия, не только советских людей, но всего человечества. На первый план в рассказе выходят вечные ценности: любовь, добро, взаимопомощь, поддержка, умение оставаться человеком даже в самых трудных обстоятельствах, раскаяние. На фоне главного события – Великой Отечественной войны – затрагивается широкий круг проблем: предательства, героизма, самоотверженности, любви к семье и людям, памяти о прошлом, силы человеческого духа, обретения счастья. Можно сказать, что это произведение о трагической потере и обретении, дающем надежду на продолжение жизни и мира.

В основе рассказа лежат реальные события. Шолохов услышал похожую историю от случайно встреченного им на охоте человека.

Композиционно произведение построено как рассказ в рассказе, что помогает создать атмосферу достоверности и подлинности. Трагическое повествование о судьбе главного героя мы слышим от него самого. Читатель словно сам встречает на дороге случайного прохожего с мальчиком и разговаривает с ним. Слова повествователя обрамляют историю Андрея Соколова. Мы встречаем главного героя на дороге, знакомимся с ним через описание повествователя, слышим его историю и провожаем снова взглядом со стороны. Это создаёт эффект того, что мы встречаем этого человека и узнаём трагедию жизни героя сами. Испытания, через которые прошёл главный герой, не только его личная судьба, но и переживания всех людей военного поколения, а его ценностная парадигма близка людям во все времена.

Важную роль в повествовании играет мотив весны. Рассказ начинается словами: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Весна – это всегда возрождение жизни, надежда на новое и расцвет после долгой зимы. Перед нами Андрей Соколов и его сынишка, Ванюшка, которые этой послевоенной весной начинают новую совместную жизнь.

Шолохов новаторски обращается к теме войны. Он не показывает разгар боевых событий, само действие начинается с послевоенного периода. Герой возвращается из плена, но не описан как враг народа. Если в произведении А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» герой, вернувшийся из плена, попадает в лагерь, то в рассказе «Судьба человека» бывший пленный Андрей Соколов своей человечностью становится в глазах читателей истинным героем. Шолохов по-новому раскрывает эту проблему, однако показан лишь один её аспект.
С.И. Кормилов в книге "История русской литературы XX века (20-90-е гг.): Основные имена" отмечает: «Андрей Соколов боится умереть от больного сердца, но в рассказе нет никаких намеков на гибель множества бывших военнопленных в сталинских лагерях; бесспорно, однако, что такое произведение не могло появиться в первую послевоенную весну, когда происходит встреча рассказчика с Андреем Соколовым». Таким образом, здесь акцентируется внимание на важности всех людей на войне: и в плену, и в тылу. Так, Андрей Соколов говорит о значении подвига женщин и детей в тяжёлые военные годы: «И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабёнкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось! Вся держава на них оперлась! Какие же плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться?» Важен также образ врача, который остаётся верен своим человеческим принципам и своему долгу даже в крайне тяжёлых обстоятельствах. Во время ночёвки в церкви по дороге в плен он обходит солдат и помогает раненым, в том числе вправляет руку Андрею Соколову: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потёмках своё великое дело делал». В фильме трагизм обостряется тем, что врача с утра расстреливают немцы. Перед нами Андрей Соколов и его сынишка, Ванюшка, которые этой послевоенной весной начинают новую совместную жизнь.

Мотив дороги также важен в контексте рассказа. Это и дорога жизни, и случайная встреча, и судьба. Мужчина и мальчик, идущие за руку, – символичная картина и в рассказе, и в фильме. Отец и сын, которые нашли друг друга в этом мире и продолжают дорогу вместе.

Несмотря на трагизм судеб, здесь звучит жизнеутверждающий мотив. Война прошла, но жизнь продолжается. И это абсолютно новая жизнь.

Кормилов Сергей Иванович
Заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова. Преподает на кафедре истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса. Научные интересы: русская литература XVIII – ХХ вв., теория литературы, стиховедение, история критики ХХ в.
В рассказ Соколова входят десять новелл, которые сосредоточены на каких-либо важных событиях или периодах в жизни героя. Об этом пишет М.Н. Липовецкий: «В его рассказе обнаруживается десять своеобразных микроновелл». Перед нами разворачивается панорама жизни главного героя: от тихого семейного счастья к трагической судьбе на войне и снова к тихому, но уже другому счастью с маленьким Ванюшей. Первая из частей связана с рассказом о довоеннной жизни Андрея Соколова. Он вспоминает годы Гражданской войны, голод, но главное место в его повествовании посвящено его семье: жене, сыну и двум дочкам. Всё было вполне благополучно, жили они счастливо. Жена была ласковая и понимающая, дети хорошо учились, а об успехах сына Анатолия даже написали в газете. Война нарушила гармонию тихого семейного счастья. Очень важное место занимает эпизод прощания Соколова с семьёй. Он сам говорит о том, что никогда не сможет забыть Иринку в тот момент и не перестанет винить себя за то, что оттолкнул её, когда они прощались на перроне: «Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы…» В этом описании внешнего облика героя нам передаётся вся боль, которую вызывают у него эти тяжёлые воспоминания. Он горячо любил свою семью, и боль утраты никогда не оставит его.
Десять лет семейного счастья отражают быстротечность жизни: «За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатках, с кладовой и коридорчиком. Иринка купила двух коз. Чего ещё надо было? <…> А тут вот она, война». Эта сцена прощания оказывается символичной: Соколов, сам того не зная, прощается со своей семьёй навсегда.

Здесь важно обратить внимание на деталь в описании героя. Повествователь так говорит о его глазах: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Дальнейшие события уже связаны с пребыванием героя на войне. Это ряд испытаний его на способность сохранить в себе человека в нечеловеческих обстоятельствах. На войне Андрей Соколов был шофёром. Шолохов показывает нам самого обычного, простого человека на войне. Его истинный героизм состоит в том, что он остаётся верным своим ценностям, сохраняет человеческое достоинство. Соколов оказывается в плену, переносит страшные пытки немцев, изнемогает от работы: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там…». Этот простой и совершенно откровенный рассказ показывает всю правдивость происходящего.
Мотив смерти звучит в рассказе неоднократно. После подрыва батареи Соколов лежал практически без чувств, однако он поднимается на ноги: «Я сел, неохота лёжа помирать, потом встал». На немецкой территории он мог умереть только стоя, тем самым сохраняя своё человеческое достоинство и честь. В фильме мы видим немцев глазами Соколова, что подчёркивается расплывчатостью изображения. Второй важный эпизод – это поединок с Мюллером. Это снова не боевой поединок, а, скорее, моральный, в котором герой одерживает победу. Слова Мюллера это подтверждают: «Я – тоже солдат и уважаю достойных противников».
Здесь происходящее выводится на общечеловеческий план. Интересно, что в фильме эта сцена происходит на фоне портрета Гитлера, который словно наблюдает за сценой. А этот эпизод, в свою очередь, происходит уже не столько между советским и фашистским солдатами, сколько между человеком и человеком. Мотив смерти и убийства появляется ещё в начале пленной жизни героя. Русские солдаты на ночь заперты в храме, где Андрей Соколов случайно слышит разговор одного из пленных с комиссаром: «Товарищи, – говорит, – остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, всё равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе». Эти слова поражают Соколова и не дают ему покоя. Немцы заставляли солдат работать, евреев сразу расстреливали, а командиров – пытали ради того, чтобы получить сведения. Единственным человеком, которого герой убивает за время войны, оказывается предатель Крыжев. Соколов не может смириться с тем, что он своим поведением нарушает общечеловеческие законы.

Трагичная история жизни Соколова продолжается по возвращении с фронта. Он узнаёт о гибели жены и дочерей. Единственная надежда – встреча с сыном. Соколов живёт мыслями об этом, это его последняя надежда на возрождение жизни, но сын погибает в последний день войны. Таким образом, трагичная потеря самых родных людей – ещё одно испытание героя: «Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далёкой путь, и словно что-то во мне оборвалось…» Кажется, герой теряет всё и даже самого себя.
Однако Андрей Соколов находит в себе силы вернуться к жизни и дать счастье осиротевшему ребёнку. Это сцена наполнена силой детской искренней радости и чистоты: «Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: "Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь. Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!" Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьёт, и руки трясутся…» Герой, несмотря на свою трагедию, потери, тяжёлое нескончаемое горе, не утратил способность чувствовать.
Особую роль в характеристике героя играет также язык произведения. Речь Андрея Соколова показывает, что он человек из народа, а значит, весь народ переживал трагедию войны, как он. Много разговорных слов, профессионализмов, фольклорно-народных мотивов. Приняв своего собеседника за шофёра, он обращается к нему «браток», появляются слова «баранка», «хлебнуть горюшка по горло и выше». Плачевно-песенные фольклорные интонации слышны в его словах: «Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!» С.И. Кормилов также отмечает значимость языка произведения для последующей литературы: «Такая речевая организация тоже была новаторством на фоне выглаженной, безликой соцреалистической прозы. Бесспорно воздействие "Судьбы человека" на всю последующую литературу, в том числе "деревенскую"».
С. Ф. Адамович. Иллюстрации к изданию «Судьба человека» Шолохова, 1968г.
Повествование от лица главного героя создаёт впечатление достоверности и исповедальности, мы проживаем трагическую судьбу Андрея Соколова вместе с ним. Такое личностное участие в беседе с героем позволяет читателю стать на время частью трагической истории того времени. Однако человеческое начало сохраняется в герое после страшных потерь. Он остаётся способным дать счастье другому такому же одинокому человеку и сохраняет в себе живое сердце. Два абсолютно одиноких и потерянных человека могут дать силы друг другу продолжать жить. И это касается не только Андрея Соколова, Ванюши, но и всего народа: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

Рассказ «Судьба человека» стал новой вехой в литературе о войне. После этого тематика и проблематика текстов расширилась, не осталось умолчаний, трагедия войны показывалась и осознавалась во всей полноте. Особенно важна тема человека в плену в годы войны. Нарушаются каноны главенствующего тогда соцреализма, в рамках которого важнее была ненависть к врагам, чем любовь к людям. Героизм Андрея Соколова совсем иного характера: на войне он не убил ни одного немца, единственное убийство – убийство предателя. Всё это выводит повествование на общечеловеческий уровень.

Здесь нет героизма в прямом смысле слова, смертельных боёв, всё происходит вдали от пика военных действий, это просто история жизни человека, отрывок трагической судьбы, мы словно сами встречаем прохожего и слышим от него тихий гимн человечности. Умение быть и оставаться человеком – основная мысль этого произведения, которая делает его бессмертным. Таким образом, этот рассказ о сохранении общечеловеческих ценностей, которые мы должны продолжать нести в себе в наше мирное время и помнить об истинном подвиге каждого человека в годы войны.
Made on
Tilda