Пять книг о Великой Отечественной войне
Мария Викторовна Михайлова
Литературовед, филолог, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова.
Преподает на кафедре истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса. Основная сфера интересов: история русской литературы, драматургии и критики конца XIX- первой трети XX века, творчество забытых и «второстепенных» писателей Серебряного века, женская литература Серебряного века, гендерные исследования, архивные изыскания, публикаторская деятельность. Марией Викторовной написано и опубликовано свыше 400 работ.
Вместе с Марией Викторовной мы составили подборку книг о Великой Отечественной войне, которые заслуживают вашего внимания.




К. Симонов «Живые и мертвые»

Константин Михайлович Симонов (28 ноября 1915, Петроград — 28 августа 1979, Москва) —прозаик, поэт, драматург и киносценарист. Общественный деятель, журналист, военный корреспондент. Участвовал в Великой Отечественной войне, был полковником Советской армии.
Трилогия Константина Симонова «Живые и мертвые» включает три романа - «Живые и мертвые» (1960 г.), «Солдатами не рождаются» (1964 г.), «Последнее лето» (1970 г). Произведения написаны по материалам его записок, сделанных им в разные годы и отчасти изданных в виде статей и очерков. Первая книга «Живые и мертвые» почти полностью соответствует личному дневнику автора, опубликованному под названием «100 суток войны». Симонов, являясь очевидцем и участником боевых действий, достаточно достоверно показывает, что происходило на войне на протяжении трёх лет: трагические неудачи первых дней войны, хаос, отступление, растерянность командиров в первой части «Живые и мертвые» врезаются в память; эти события сменяет энергичное наступление в завершающий год войны («Последнее лето»). Исторические события даются через призму восприятия главного героя – Ивана Синцова, в первые дни войны работника полевой редакции, потом — политрука, а в дальнейшем — полевого командира. Личные раздумья героя о семье, которая оказалась ввергнута в круговорот исторических событий, переходят в размышления о судьбе страны и мира.
«Война есть ускоренная жизнь, и больше ничего. И в жизни люди помирают, и на войне то же самое, только скорость другая»
К. Симонов. «Живые и мертвые»

В. Курочкин «На войне как на войне»



Виктор Курочкин (23 ноября 1923 - 10 ноября 1976) — писатель, журналист, яркий представитель «лейтенантской прозы». Участник Великой Отечественной войны.

В повести Виктора Курочкина «На войне как на войне» рассказывается о двух днях из жизни экипажа самоходки, когда ее возглавил совсем еще юный лейтенант Саня Малешкин. Он, как и многие его ровесники по фронтовой судьбе, стеснялся своего возраста, пытался казаться суровым, строгим, дабы его боялись подчиненные. Совсем еще юный, добрый, пухлогубый мальчик грезит о подвиге, ждет настоящего наступления, в котором он себя непременно покажет и получит орден. Когда же начинается настоящий бой, то он совершенно не похож на бой, который существовал в воображении Сани Малешкина: не стремительный и захватывающий, а позиционный и тягучий: «А это что? Ползем, как черепахи, друг за другом, и ни черта не видно, ˗ с раздражением думает Саня. И сам подвиг в повести выступил уже не в ореоле романтического деяния, а совершался буднично, приземлено. Тем не менее, Саня Малешкин и его экипаж остаются в памяти читателя как настоящие незаметные герои войны. Книга подкупает светлым юмором и какой-то особой нежной интонацией автора.
«…Сразу столько убитых Сане еще не приходилось видеть. Они валялись и в одиночку, и кучами в странных до невероятности позах. Как будто смерть нарочито садистки безобразничала, издевалась над человеческим телом…»

В. Курочкин. «На войне как на войне»


К. Воробьев «Убиты под Москвой»

Константин Воробьев (16 ноября 1919 –
2 марта 1975) – участник Великой Отечественной войны и яркий представитель лейтенантской прозы. Написал более 30 рассказов, очерков и десять повестей.

Автобиографические повести с изображением жестокости войны писателю удавалось публиковать с большими задержками, с вынужденными купюрами и сокращениями («Это мы, Господи!», не окончена, 1943; опубликована посмертно в 1986; «Крик», 1962). Опыт войны отразился в одной из известнейших его повестей «Убиты под Москвой», которая была впервые опубликована А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир» в 1963 г. Повесть рассказывала о трагической гибели кремлевских курсантов под Москвой. Сформированная рота юных красавцев (рост не менее 183 см.) в составе двухсот сорока человек отправлена на фронт, где впереди ˗ тяжелейшие бои, разочарования и гибель почти всех.


О. Берггольц «Дневные звезды»

Ольга Берггольц (3 (16) мая 1910, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975, Ленинград) – поэтесса, журналист, драматург.

В 1938 она провела полгода в заключении по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности (была реабилитирована в 1939). В тюрьме родила мертвого ребенка. После освобождения она вспоминала так о своем заключении: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!». В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц оставалась в осаждённом Ленинграде.
С августа 1941 г. она работала на радио и почти ежедневно обращалась к жителям блокадного города со словами поддержки. Поэтессу называли «блокадной музой» или «голосом осажденного Ленинграда». В 1942 г. Берггольц создала поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму». Книга Берггольц «Дневные звезды» — это автобиографическое произведение. В повествование о трагическом времени ленинградской блокады вплетены воспоминания поэтессы о детстве, отрочестве, о друзьях-поэтах, которых не пожалела блокада.
«Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.»

Февральский дневник 1942 г.
В. Быков «Сотников»

Василь Владимирович Быков (19 июня 1924 - 22 июня 2003) — писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е — «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Напряженность ситуаций, жестокая правда в отображении психологии "человека на войне", точность в деталях ˗ все это уже с первых повестей отличало прозу писателя. Притчеобразные, носящие нравственно-философский характер произведения Быкова знаменовали в литературе новый этап осмысления трагических событий войны. По словам писателя и критика Алеся Адамовича, именно в «Сотникове» происходит «качественный сдвиг» в творчестве Василя Быкова, возникает «новая нота, иная, более зрелая нравственная фокусировка». Замысел и сюжет повести «Сотников» (1969) подсказаны автору встречей с бывшим однополчанином, который считался погибшим. В одном из писем Быков рассказывал, что, «кожей и нервами» почувствовав историю, в которой люди напрочь лишены возможности влиять на ситуацию, он выбрал «сходную модель на материале партизанской войны (вернее, жизни в оккупации)». В повести два главных героя – Рыбак и Сотников. Рыбак ˗ бывший армейский старшина. Он выглядит более приспособленным к жизни, чем его напарник. В его прошлом нет ничего, что предвещало бы возможность предательства. Сотников до войны работал учителем, в армии стал командиром батареи. Вместе они отправляются на задание и натыкаются на полицейский патруль. Быковым создана пограничная ситуация встречи человека с угрозой смерти, на которую они реагируют различно. Величие Сотникова становится еще более значимым на фоне человеческой слабости и трусливости его товарища.
«…Зачем? Зачем весь этот стародавний обычай с памятниками, который, по существу, не более чем наивная попытка человека продлить свое присутствие на земле после смерти?

Но разве это возможно? И зачем это надо? Нет, жизнь - вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда-нибудь в совершенном человеческом обществе она станет категорией-абсолютом, мерой и ценою всего…»
В. Быков. «Сотников»
Материал был ранее опубликован на сайте нашего информационного партнера - журнала "VATNIKSTAN":
Made on
Tilda